Путепрокладчик «БАТ-М»
Базовая машина — тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.5т., транспортная скорость до 35.5 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.
Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5 м.), двухотвальное (как показано на рисунке)(ширина 4.5м) и грейдерное (ширина 4.0 м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.
Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.
Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).
В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности. Площадь опорной поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.
Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12-15 часов.
Производительность:
- -прокладка колонного пути по среднепересеченной местности 1.5-10 км/час;
- -землеройные работы 200—250 куб.м/час;
- -грузоподъемность крана — 2 т.
Служба и боевое применение
Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка −1 шт, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 9 шт.
Оценка машины
Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебедку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебедкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебедка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа, еще и саперное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая.
— Веремеев Ю.Г.
Литература
- Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного инженерного путепрокладчика БАТ-М — Военное издательство МО СССР, 1964.
- Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие — Москва: Военное издательство МО СССР, 1982.
- Путеукладчик БАТ-М. Пособие механику-водителю по эксплуатации — Москва: Военное издательство МО СССР, 1980.